Рекомендации по недопущению нарушений.

  В целях предупреждения и профилактики нарушений физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства Российской Федерации по вопросу использования объектов земельных отношений, а также исключения (недопущения) таких нарушений в границах сельских поселений на территории муниципального образования Ужурский район Красноярского края обращает внимание жителей района на следующую информацию:

Проведение мероприятий муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Организация и проведение муниципального земельного контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.  

Предметом муниципального земельного контроля, осуществляемого администрацией Ужурского района, является соблюдение в отношении объектов земельных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушения которых законодательством РФ предусмотрена ответственность:

– требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка лил части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок;

– требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков на право аренды земельных участков или приобретение земельных участков в собственность;

– требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным использованием;

– требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

– требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

– требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписания, выданных должностными лицами органа муниципального контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. 

Согласно статье 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту;

– сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

– осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

–  своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

– своевременно производить платежи за землю;

– соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

–  не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

–  выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.

Самые распространенные нарушения: 

1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ). 

Под самовольным занятием подразумевается пользование лицом таким участком без наличия на то правовых оснований и документов. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка выражается в следующем:

– пользование земельным участком до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче)земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю и выделе земельного участка;

– размещение строений, несанкционированное изменение границ своего земельного участка, путем переноса ограждения и самовольное занятие при этом дополнительного земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка,

на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей;

на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка,

на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

При этом  лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Рекомендации правообладателям земельных участков: проверьте, имеются ли документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком, на котором вы построили дом, гараж, баню и другие объекты. Убедитесь, что используемое в хозяйстве имущество – дрова, строительные и иные материалы, размещены вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории и не на участке соседей.

В целях подготовки документов к налогообложению на налог на недвижимость, введенный с 01.01.2018, изучите Ваши правоустанавливающие документы на земельные участки, посмотрите публичную кадастровую карту в сети «Интернет», запросите информацию из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), чтобы удостовериться в том, что у вашего участка установлены границы.

Без проведения процедуры межевания границы земельного участка остаются не установленными, а площадь – декларированной. В связи с тем, что достоверно не определено местоположение границ земельного участка, а площадь не уточнена, участок может стать объектом спора с соседями, возможен также самовольный захват этого участка или его части.

С 2018 года собственники земельных участков, которые не прошли процедуру межевания, не смогут полноправно распоряжаться ими. Иными словами, собственник участка не сможет ни продать, ни подарить, ни оставить его в наследство. Чтобы распорядиться своим участком, собственник должен будет в обязательном порядке провести межевание.

В основном, земельные споры между землепользователями и землевладельцами соседних участков происходят из-за разногласий в установлении смежных границ. При этом, в соответствии с действующим законодательством, земельные споры рассматриваются исключительно в судебном порядке.

2. Использование земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ).

Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный земельный участок может использоваться только в соответствии с утвержденными Генеральными Планами, Правилами землепользования и застройки поселения и установленным разрешенным использованием. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. 

Использование земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка,

на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;

на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

на юридических лиц – от 1,5 до 2процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка,

на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Рекомендации правообладателям земельных участков: проверьте соответствует ли целевое назначение земельного участка (вид разрешенного использования) указанный в правоустанавливающих документах на землю, а также в Едином государственном реестре прав (ЕГРН) фактическому использованию земельного участка.  Приведите документы на земельный участок в соответствие с требованиями земельного законодательства, обратитесь в орган кадастрового учета с целью внесения изменений в сведения Единого государственного кадастра недвижимости о фактическом виде разрешенного использования принадлежащего Вам земельного участка.

Заранее и заблаговременно примите все меры, направленные 
на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства. Данные шаги позволят избежать возможности стать нарушителем земельного законодательства.

3. Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность лиц, являющихся правообладателями земельных участков своевременно приступить к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Лицам, которым земельные участки предоставлены для строительства, в том числе жилищного строительства, необходимо своевременно, в течение трех лет (срок освоения земельного участка) в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, получить разрешение на строительство или направить в администрацию Ужурского района уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Отсутствие у правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства, после истечения срока, необходимого для освоения земельного участка, разрешения на строительство или уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта строительства, а также отсутствие после истечения установленного срока строительства на земельном участке объекта строительства противоречит требованиям, установленным статьей 42 Земельного кодекса РФ и образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушений и влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка,

на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей,

а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка,

на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В целях недопущения нарушений, связанных с неиспользованием земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, необходимо правообладателю земельного участка своевременно обратится в администрацию Ужурского района для получения разрешения на строительство на земельном участке или направить в администрацию Ужурского района уведомление о планируемом строительстве. В течение срока, установленного выданным разрешением на строительство или в течение десяти лет со дня направления уведомления о планируемом строительстве необходимо на земельном участке построить объект недвижимости соответствующий виду разрешенного использования земельного участка.

4. Обязанность юридического лица переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести в собственность.

Переоформление права на земельный участок включает в себя:

1) подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования;

2) принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

3) государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.

Юридическим лицам, в том числе относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым земельные участки были предоставлены до 29.10.2001 (дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации) на праве постоянного (бессрочного) пользования, необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность или на оформлении на праве аренды такого земельного участка.

Ответственность за неисполнение обязанности юридического лица переоформить земельный участок, используемый на праве постоянного (бессрочного) пользования, предусмотрена статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Комментирование запрещено